Северский
Донец
(водные
путешествия)
Я очень люблю Донец. Когда я занялся написанием этой странички, то с удивлением обнаружил, что в туристском водном интернете эта "пожалуй, наиболее живописная река юга Восточно-европейской равнины" [1] ни разу не упомянута. Однако в советской байдарочной литературе Донец представлен достойно, в том числе и в новых книгах [1, 2]. То же самое можно сказать и о других реках степной Украины, кроме, пожалуй, Южного Буга. И сейчас на Донце часто видишь байдарочников - они, как правило, из Харькова или из Донбасса.
На этой страничке речь пойдет о водных путешествиях по Донцу. О некоторых пеших маршрутах, интересных и необычных местах на Донце, как природных, так и рукотворных, смотрите другие статьи на нашем сайте.
Общая характеристика
Северский Донец - река идеально подходящая для начинающих и для семейного отдыха - одним словом для матрасных походов. Тем, кто в первую очередь оценивает реку по спортивным достоинствам, там особенно делать нечего. Однако красота Донца, удобные для отдыха берега, достопримечательности - природные и исторические делают реку чрезвычайно привлекательной. Северский Донец прокладывает путь в песчаном русле. Ширина реки от 30 до 100 м. Спокойные плесы чередуются с быстрыми участками, на которых Донец сильно петляет, размывает берега и образует пляжи из белого песка. Правый берег Донца гористый (высота до 160м над уровнем реки) и в пределах Харьковской и первой половины Донецкой областей покрыт широколиственным лесом. Иногда встречаются меловые скалы. Дальше лес на горах вытесняется меловой степью. На левом берегу роскошные пойменные дубравы и луга. За ними сосновый лес, который изредка подходит к воде. Ширина лесной полосы 6-20км.
Основным препятствием на Донце являются коряги на быстрых участках, правда ширина реки такова, что сплошных завалов через всю реку нет. В селах несколько старых низких мостов. Есть три современные плотины: возле ст.Брусин, где начинается канал Северский Донец - Донбасс, возле пос. Николаевка и Счастье - плотины ГРЭС. Все-таки обносов на Донце мало. Донец очень изменчивая река - на быстрых участках каждую весну он намывает новые песчаные косы, смывает старые, образует новые протоки и причудливой формы старицы. Некоторые места зарастают до неузнаваемости. Есть участки, где Донец дробится на рукава здесь нужно следить за течением, чтобы не попасть в тупик.
Вода в реке, по крайней мере, до Лисичанска чистая и вполне подходит для приготовления пищи, если поблизости нет источников или колодцев. Хотя Донец протекает через один из наиболее густонаселенных районов Союза, вы можете этого и не заметить. Большие скопления городов Донбасса и Харьков находятся на достаточном удалении. В пределах Харьковской и Донецкой областей на Донце лишь несколько небольших слободских городков и села. Правда, в Луганской области, особенно в районе Лисичанска и Луганска населенность очень высокая. Правобережные села, как правило, находятся на горе - с воды могут быть видны лишь отдельные дома. Левобережные - на границе соснового леса и заливных лугов, то есть на расстоянии не менее километра от берега, и часто с реки вообще не видны. Поэтому населенность не сильно мешает. Иногда вы можете даже не заметить, что встали на ночевку в черте населенного пункта. Местное население и отдыхающие к туристам относятся хорошо.
Северский Донец доступен для байдарок от Белгорода, однако логичнее начинать маршрут в Змиеве, так как почти весь путь на начальном участке занимают Белгородское и Печенежское водохранилища, а возле Чугуева плотина и танковый полигон. Ниже Луганска (ст. Кондрашевская) в пределах Ростовской области Донец судоходен, и к тому же безлесен - этот участок вряд ли можно считать привлекательным. Длина рекомендуемого участка более 600км. Наилучшим же я считаю маршрут Змиев - Святые Горы (около 300км). Или же его можно несколько укоротить, начав в Балаклее или Савинцах. На этом маршруте Донец везде хорош, а красота берегов постепенно увеличивается и достигает кульминации в районе Святогорья. К тому же на этом участке будет не более 1-2 обносов, да и то коротких. Густая дорожная сеть позволяет планировать путешествия разной длины - как короткие маршруты выходного дня, так и продолжительные путешествия.
Теплой зимой Донец не замерзает, а половодье здесь во второй половине марта. Летом здесь просто замечательно. Весной и осенью еще красивее, чем летом, и народу меньше.
Транспорт
Северский Донец связан прямым железнодорожным сообщением с Харьковом, Донецком, Луганском, другими городами Донбасса, Ростовом-на-Дону, Москвой, Санкт-Петербургом. Вот наиболее удобные станции, где можно начать или закончить водное путешествие по Донцу:
Змиев – Святые Горы (лоция)
По этому маршруту мы ходили в июне 1995г., а от Балаклеи до устья Оскола в июне и июле 1997г. (первый и второй походы нашего турклуба "Пилигрим").
Змиев - Червоный Донец (43км). Это весьма живописный участок. Мест для стоянки много. Путешествие начинается от пл.Гинеевка. Место для сборки - прибрежный луг, к сожалению, без деревьев, но очень близко от остановки. Вдали видна гора и Змиев. Возле остановки поселок, в котором можно набрать воды. Ширина реки 50м. Через 2км от начала понтонный пешеходный мост. Кажется для лодок там был проход, нам же пришлось обносить катамаран по левому берегу - неудобный, но короткий обнос. После понтонного моста течение ускоряется, река дробится на рукава между которыми песчаные перекаты. Справа впадает приличный приток Мжа. После Донец подходит к горе и цепляет краешком г.Змиев. Здесь вантовый пешеходный мост. Река несколько расширяется. На правом берегу на горе очень красивые глиняные обрывы. Через 3км бетонный автодорожный мост в с.Задонецком. Село на левом берегу видно после моста. Здесь Донец сужается, и сильно петляет по лугу, течение увеличивается. На берегах - пляжи. Вода очень чистая - песчаное дно и водоросли видно до глубины 5-6м. Мы здесь уронили крышку от чайника посередине реки и нашли ее без труда. Встретится две разрушенные мельничные запруды. Проходы есть, хотя придется слегка поманеврировать. На правом берегу на горе видна антенна радиолокатора возле с.Гайдары. Дальше река входит в лес, и течение несколько замедляется. В с.Коропово мост и базы отдыха. Через 5км после Коропова Донец выходит из леса и дробится на рукава. Здесь нужно следить за течением, чтобы не попасть в заросшую или тупиковую протоку. Течение сильное, много прижимов, но завалов нет, хотя протоки узкие. Большие деревья просто не успевают вырастать на этом изменчивом участке. Большие села Нижний и Черкасский Бишкин по обе стороны, но к воде почти не подходят. Здесь две протоки - у горы и у Черкасского Бишкина. Между селами дорога с двумя мостами через две протоки. Левый берег - лесистая гора, правый - луг. От с.Гаевки на правом берегу до Червоного Донца левый берег также покрыт лесом. В пос.Червоный Донец большой автодорожный мост. Несколько высоких домов поселка видны с воды. На левом берегу далеко от воды большой поселок Андреевка (ст. Шебелинка).
Червоный Донец - Меловая - Балаклея (45км). После моста река отходит от горы, расширяется, течение слабое. Здесь есть тупиковые затоки, поэтому нужно следить за руслом. На левом берегу, но не непосредственно у воды, сосновый бор. Снова к горе Донец подходит у с.Червоная Горка на правом берегу. Вскоре после нее с.Червоный Шлях также на левом берегу, где река уходит в лес. На всем описываемом участке есть некоторые проблемы со стоянками. Берега обрывистые или заросшие камышом. Удобное место для стоянки есть перед с.Меловая на правом берегу, кажется там, где Донец подходит к горе. Там небольшой пляжик, поляна среди высоких ив, криница в 100м по дороге ближе к горе. Большое село Меловая расположено на правом берегу. Через 3км в с.Криничное большой автодорожный мост возле которого полно отдыхающих. Внимание! Под этим мостом развилка. Быстрая правая протока идет в лесу под горой вдоль сел Крейдянка, Первомайское и Байрак. Здесь встречаются завалы и несколько низких мостов. Левая протока, которой мы шли, подходит к г.Балаклее, где в нее впадают слева Средняя и Волосская Балаклейки. Местные и эту левую протоку Донца называют Балаклейкой. После моста в Криничном течение в левой протоке слабое, ширина 50м. Через 3км сравнительно прямого участка река упирается в сосновый бор и делает резкий поворот влево. Вправо уходит тупиковая протока, которая, однако, выглядит как основное русло. Ориентироваться нужно по течению. С этого места на берегах появляются турбазы и дома Балаклеи. В городе несколко мостов, все достаточно высокие. Надо сказать, что медленный участок в начале г.Балаклеи не слишком приятный - здесь единственное место на маршруте в котором нас атаковала гнус-мошка. Центр города находится там, где река резко сужается незадолго до последнего автодорожного бетонного моста. Город поднимается по горке на левом берегу. Здесь недалеко от воды рынок, магазины, узел связи - удобно пополнить запасы. До станции ходит автобус. Мост - конец Балаклеи.
Балаклея - Савинцы (33км). В конце Балаклеи протока Донца (или Балаклейка?) сужается до 10-15м и быстро петляет по лугу с перелесками. Течение очень хорошее, прижимы. После того, как протоки сливаются, ширина реки увеличивается, а течение несколько замедляется. Лесистые берега живописны, но мест для стоянок не много. Хотя на берегу часто встречаются удобные поляны, но мало хороших выходов с реки - берега либо обрывистые, либо заросшие камышом. К горе Донец подходит возле с.Червоная Гусаровка, здесь мост. От Червоной Гусаровки и до с.Щуровки Донец быстро течет под горой. Вдоль берегов полоска камыша - хороших выходов нет. Щуровка на высоком правом берегу подходит к реке в начале, там где расположены садовые участки и в конце возле красивого глинянного обрыва. В селе два небольших моста. На петле между начало и концом есть даже места для стоянки. Очень интересный участок начинается после Щуровки. Здесь река шириной около 30м быстро течет через лес, сильно петляет. Здесь много пляжей встречаются песчаные перекаты. Хорошие места для стоянки. Очень много коряг самых причудливых форм. Встречаются и сплошные естественные завалы. Здесь требуется некоторое умение маневрировать. В 1995г. в конце одного песчаного переката был сплошной завал. Нам пришлось прорубить проход для катамарана, покольку для обноса берега были не удобные, для байдарки же проход был. В 1997 было два сплошных завала, но проходимых. В третьем походе одну зазевавшуюся девушку стащило корягой с катамарана. Далее Донец несколько расширяется и подходит к горе на правом берегу. На левом берегу лес уже не сплошной. Видно строение большого элеватора в Савинцах. Большой луг с одиночными ивами. За лугом в 500м - сосновый бор. К нему не везде можно подойти - здесь течет речушка Теплянка, которая потом впадает в Донец. Далее река подходит к с.Залиман на правом высоком берегу. Через реку - бетонный мост. Между быками завалы из коряг и тросы какие-то. Идти нужно слева. Течение под мостом быстрое и косое - прижимает влево к узким столбам-быкам, от которых нет отражающей волны. Здесь лучше не зевать. На левом берегу на горке в километре от Донца пос.Савинцы и станция. Савинцы - весьма симпатичный и цивилизованный поселок. Есть рынок, магазины, неплохая аптека и поликлиника, где нас хорошо приняли.
Савинцы - Ивановка (25км). Участок от Савинцов и до Святых Гор более интересный и живописный, чем предыдущий от Змиева, и пожалуй, самый лучший на всем Донце. После моста в Залимане километров пять - открытая местность, течение умеренное. Справа на обрыве несколько в стороне от реки сосновый лес, слева за полоской камыша луг за которым виднеется гора. Реку пересекает трубопровод. В 1997 здесь же начинали строить что-то похожее на железнодорожный мост. На насыпи мы набирали крупные камни для бани. Постепенно количество деревьев на берегу увеличивается и Донец входит в лес, течение несколько увеличивается. Местность эта, Мирная Долина (по названию села, которое однако от Донца далеко) - одно из самых живописных, малолюдных и подходящих для отдыха мест на Северском Донце. Здесь Донец образует несколько крупных петель. Первое очень хорошее место для стоянки - пляж на левом дерегу напротив небольшого островка. Но не спешите! Лучшее, конечно, впереди. Через пару километров вы увидите впереди на правом берегу высокий песчаный косогор с соснами на вершине - "Белую гору" - это наилучшее место для стоянки (более подробное описание здесь). Здесь лучше всего устраивать дневки, тем более, что это середина маршрута. Если вам не повезет, и места на обоих берегах заняты - не огорчайтесь - немного ниже хороших мест тоже хватает. Изрядно попетляв по лесу река выходит к гористому левому (!) берегу. На правом берегу лес отступает. Течение неплохое. Здесь под горой и на горе последовательно расположены села Червоный Донец, Левковка и Ивановка. В Левковке деревянный мост и еще был какой-то затопленный понтонный мост - проблем с прохождением нет. В смысле пополнения продовольственных запасов после дневок, нам в этих селах (конкретно в Левковке) не очень везло. Кроме овощей ничего добыть не удавалось.
Ивановка - Червоный Шахтарь (65км). В Ивановке начинается Изюмская лука. Отсюда до г.Изюма по прямой 15км, а по Донцу более 90. Внутри луки большой Изюмский лес, наряду со Святогорским, пожалуй, самый большой лес на Восточной Украине. Он окружен Донцом и горами правого берега. Однако в Ивановке высокий берег - левый, и очень живописный. После Ивановки река отходит от горы и петляет по лесу, иногда встречаются небольшие луга. На поворотах пляжи, достаточно мест для стоянок. Километров через 20 на правом берегу просторный заливной луг, за которым видно большое село Чепель. До села 3км, там есть пекарня, которая работает даже в выходные, что для здешних сел редкость. Там же нам позволили нарвать ведро яблок в школьном саду. Дальше Донец подходит к правому высокому и лесистому берегу. Здесь возле устья речушки Чепеля большая меловая скала чем-то напоминающая Святогорскую. На Донце островок и перекат. На левом берегу отличная стоянка. Отсюда до с.Петровского - вторая сторона прямоугольника Изюмской луки - весьма живописный участок. В с.Протопоповке на правом берегу с воды видны лишь несколько домов. Здесь же и пешеходный мостик. С местами для стоянки проблем нет. Петровское - большое село на правом берегу. Отсюда ходит автобус не только в Изюм, но и в Краматорск. В Петровском через реку переброшен пешеходный, и после него низкий деревянный автомобильный мост. Последний в высокую воду проходим через ближние к берегам более высокие пролеты. Начинается третья сторона Изюмской луки. После Петровского Донец начинает петлять, образует много пляжей. Берега покрыты лесом. Здесь немало отдыхающих, но и не настолько много, чтобы свободных мест совсем не было. В конце этого участка (6-7км) справа по бывшему руслу р.Береки в Донец впадает канал Днепр - Донбасс. Сразу после впадения канала островок и перекат. После переката Донец успокаивается, расширяется и выпрямляется. Правый берег - гора, покрытая жидковатым лесом, левый - Изюмский лес. Через 5 км поворот влево - начинается влево П-образная петля с общей длиной около 6-7км. За полкилометра до нее слева пара приемлемых мест для ночевки. На противоположном берегу два источника, которые можно узнать по полоскам зеленой высокой травы, тянущимся по склону перпендикулярно к реке.
Червоный Шахтарь - Изюм (30км). Посередине петли на левом берегу находится село Червоный Шахтарь, которое подходит к воде возле высокого бетонного моста. Под мостом перекат. Высоко на горе напротив с.Заводы (от слова заводь). В Шахтаре совсем близко от моста магазин и почта с телеграфом. Вода в здешних колодцах неважная - в Донце лучше. После Шахтарьской петли Донец около15км течет по живописному лесу в котором хороших мест для стоянки много, а народу мало. Потом подходит в горе. Отсюда до начала Изюма 10км, а более-менее удобное место для стоянки встретится на правом берегу после с.Шпаковка. Самого села почти не видно. Непосредственно перед Изюмом села Донецкое и Снежковка на разных берегах - с воды их не видно, но между ними противный низкий мост, который в высокую воду придется обнести по правому берегу. Возле моста протоки с камышовыми островами. Отсюда уже видна гора Кременец в Изюме с телевышкой и памятником. Донец обходит гору слева, так что центр города расположен на горе как бы на полуострове. Течение ближе к горе ускоряется. Домики прямо-таки висят над Донцом. Первый в Изюме мост стальной (трасса Харьков - Ростов) находится возле центра города. Здесь же автовокзал. Изюм - небольшой и довольно интересный старый город, типичный для Слободской Украины. Сразу за стальным мостом - пешеходный и остатки старого деревянного моста. Здесь можно напороться на подводную сваю. Через 2 км после первого моста бетонный автодорожный мост. От него 1км до станции Изюм на левом берегу.
Изюм - устье Оскола (25км). Вскоре после этого моста дома отходят от Донца. Здесь перелески, луга и много пляжей. Постепенно на пляжах народу становится меньше. Хотя река вроде бы и не вышла из города, но здесь можно уже и ночевать, и совсем неплохо. Гора Кременец, дома и центр города видны где-то в километре справа за лугом и перелесками, а слева - сплошной лес. Выйдя из Изюма Донец подходит к горе возле правобережного с.Каменка, которое в стороне от Донца. Отсюда 6км до с.Синичино. Места эти связаны с именем П.И.Чайковского. Мелодии к опере "Черевички" он здесь записывал. Посередине этого участка коленообразный поворот с перекатом и островом. За ним на правом берегу пионерский лагерь. Синичино расположено на правом берегу на узкой полоске между горой и Донцом. В конце села развилка, на ней брод. Левая узкая и извилистая протока идет к Осколу. Течение в ней медленное, есть завалы, но проходимые. Сюда следует повернуть, чтобы подплыть ближе к железной дороге. Прямая, тоже узкая, но быстрая протока через 2км сливается с Осколом. Донец заметно расширяется, течение при этом не замедляется. Оскол - хорошая река, сравнимая с Донцом, по которой тоже можно совершить водный поход. В низовьях Оскола находится Краснооскольское водохранилище, в котором вода в конце лета цветет, поэтому вода в Осколе не такая чистая, как в Донце. Впрочем, вода в быстром Донце довольно скоро самоочищается. У слияния двух рек большие Букинские и Святогорские леса. Великолепные места у слияния Донца с Осколом подробнее описаны в другой статье на нашем сайте.
Устье Оскола - Святогорский монастырь (25км). От слияния Донца и Оскола 4км до высокого автодорожного моста в с.Еремовке. Перед новым мостом остатки старого и подводные сваи. Еремовка подходит к реке непосредственно у моста. На левом берегу в километре от Донца большое село Студенок. Возле моста в Донец впадает маленькая речушка Студенок. Участок Еремовка - Богородичное очень живописен: горы, лес, луга, песчаные косы - здесь много хороших мест для стоянок. Село Богородичное живописно расположилось в ложбине на правом берегу Донца. Здесь проходит дорога, соединяющая г.Славяногорск и трассу Харьков - Ростов, ходят автобусы в сторону донецких городов. После Богородичного начинаются Святые Горы - пожалуй, самые красивые и оригинальные места на Северском Донце. Правда останавливаться на ночлег здесь не так удобно как на предыдущем участке, да и народу здесь побольше. Тянутся Святые Горы 4км, а в конце этого великолепия древний Святогорский монастырь в меловой скале. На левом берегу роскошные трехсотлетние дубравы. Здесь лучше всего закончить путешествие. Разбираться удобно перед мостом на правом берегу. От моста автобусом можно доехать до ст.Славяногорск.
Святые Горы - Дроновка (набросок лоции)
Этот маршрут не так привлекателен, как описанный выше. Хотя места весьма живописны, но все же уступают тем, что были выше по течению. И к тому же здесь народу больше, и всякие техногенные препятствия. Но зато сюда ближе добираться. Я не ходил здесь на байдарке, но места эти хорошо знаю.
Святогорский монастырь - Щурово (40км). Покинув Святые Горы после моста в Славяногорске Донец постепенно замедляется. На правом берегу с.Татьяновка, на левом - почти непрерывно следуют г.Славяногорск, с.Яровая и Дробышево. Славяногорские и Татьяновские дома близко от Донца лишь у моста и возле оз.Банного. Летом здесь много отдыхающих - в Славяногорске более 70 пионерских лагерей и турбаз, но почти все далеко от Донца. Яровая и Дробышево в 2-4 км от реки. Почти 10 км Донец течет не петляя, плавно приближаясь и удаляясь от горы правого берега. Лишь посередине этого участка коленообразный поворот на котором расположен санаторий, после него количество народу на берегах уменьшится. В конце описанного участка Донец делает правый глобальный поворот, приближаясь к с.Пришиб на крутом правом берегу. В конце села турбаза. После Пришиба река почти до с.Маяки неспешно и крупно петляет по лесу, приближаясь к горе лишь у с.Сидорово. Берега здесь заросшие, ширина Донца до 100м. Народу совсем мало (по меркам Донца). В Маяках промышленная канатная дорога через реку и водозаборные станции. Между правобережными Маяками и пос.Донецкий, река течет под горой, ускоряется . После Донецкого отходит от горы. Правый берег - лес, левый постепенно превращается в заболоченный луг за которым видно с.Щурово. Вправо, а потом влево уходят несколько проток, многие тупиковые, но основное русло видно хорошо, течение бодрое. Одна из первых узеньких левых проток ведет в Черное озеро. Место красивое, и явно аномальное. Это залив в форме овала с камышовыми берегами, чистой водой без ряски, черным дном и красивыми белыми лилиями. В целом участок живописный, есть удобные места для стоянки. И лучше не пренебрегать ими, поскольку следующий не очень приятный участок лучше начинать проходить с утра.
Щурово - Дроновка(45км). Следующий приблизительно десятикилометровый участок - наглядный пример того, как не нужно относиться к природе. В первозданном виде берег у Щурова наверное напоминал Белую гору, а Донец ниже - участок после Еремовки, но теперь... Влияние плотины канала Северский Донец - Донбасс чувствуется выше вплоть до Щурова. Из-за нее берега стали заболоченными, течение замедлилось. Другой неприятный фактор - турбазы непрерывно тянущиеся по левому берегу от Щурова и до плотины (6км). Количество народу и лодок превышает все разумные пределы. Меловые отвалы у Райгородка справа тоже не украшает пейзаж. На правом берегу лес, и теоретически, там можно заночевать. Практически - без крайней нужды этого лучше не делать - неприятности с публикой, хоть и чрезвычайно редко, и не у байдарочников, но были. Небольшой перерыв в турбазах на полуострове перед базой НКМЗ. Отсюда летом регулярно ходит автобус в Краматорск, в будние дни количество народа в нем вполне разумное. До ст.Брусин около 2км. Турбазы заканчиваются перед ж.-д. мостом. Около моста много заливов, поэтому идти пешком к станции не близко, но можно попробовать подплыть вдоль ж.-д. насыпи. Есть платформочка "10км" и возле моста , но никакой закономерности в том, как там останавливаются электрички установить не удалось. Похоже, там нужно голосовать! Сразу за мостом плотина, которая охраняется милицией. Раньше и мост охраняли. Теперь под ним можно проплыть. А плотину следует обносить по левому берегу - две сотни метров через высокую насыпь с автодорогой, только сначала разведайте, куда лучше нести - в Донец, или в его старое русло - "Аппендицит". После плотины будет еще несколько турбаз, Донец петляет в лесу, есть и места для стоянки, пожалуй, самый противный участок позади. Выйдя из леса Донец принимает справа заметный приток Казенный Торец и расширяется. Впереди видны трубы Славянской ГРЭС и пос.Николаевка рядом с ней на горе. Справа за деревьями водохранилище-отстойник электростанции. Слева луг с перелесками. В самой Николаевке рядом с ГРЭС понтонный мост, скорее всего его придется обнести, но может быть есть проходы под берегом. Перед мостом справа канал-водозаборник к которому лучше не приближаться - в нем очень сильное течение (Сброс теплой воды идет в отстойник, а потом в Казенный Торец). Вскоре после моста глухая бетонная плотина ГРЭС возле с.Стародубовка. Она плохо заметна с воды, а прыжок с нее, в общем, не очень вписывается в стиль сплава по Донцу. После плотины до с.Закотного Донец в основном течет под горой правого берега. Села здесь Стародубовка, Пискунивка, Лаврентьевка, Кривая Лука и Закотное - правобережные, здесь несколько низких старых мостов, но проходимых. На левом берегу лес или перелески, сел нет. Правый берег здесь - степь с выходами мела - это и есть те самые "серебрянные берега", что описаны в Слове о полку Игореве. Здесь на живописных меловых горах, там где растут реликтовые сосны перед с.Лаврентьевка, расположен заповедник Меловая флора. После высокого моста трассы Красный Лиман - Северск в Закотном остатки старого моста, острова, перекаты. Дальше Донец до самой Дроновки петляет по живописному лесу. После широких разливов между Святыми Горами и Николаевкой он кажется непривычно узким и быстрым. Здесь встречаются пляжи, песчаные перекаты - места отличные. Наконец, река подходит к высокому правому берегу и ж.-д. мосту. Здесь в с.Дроновка можно закончить путешествие. Это почти уже граница Донецкой и Луганской областей.
Дальше тоже можно плыть, но мы там еще не были...
Литература
Карты
Смотрите также другие статьи о Северском Донце на нашем сайте.
Если вы
хотите что-то добавить, пишите!
автор страницы Yegorus
страничка обновлена 8.03.99
Интернет реклама УБС |
Интернет реклама УБС |
Интернет реклама УБС |