Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

Другие реки:Кальмиус |Ворскла | Северский Донец | Южный Буг | Карпатские Реки Все материалы перенесены на новый сайт Клуб водного туризма "Пилигрим"

Зимний сплав по Кальмиусу.

"Доведет водный туризм до цугундера!"

  

Эта статья о походе по реке Кальмиус совершенном 30 января - 1 февраля 2004 г. Написана по горячим следам, когда свежи еще впечатления и не забыты все детали.

Начну издалека. Есть в Донецком клубе туристов водников "Пилигрим" хорошая традиция - один раз в год, зимой, собирается чисто мужская компания, обычно на выходных, для экстремального сплава по реке Кальмиус. Это практикуется уже несколько лет, и каждый год все участники отдыхают на славу. Против женщин мы ничего не имеем, а не берем из соображений гуманности: погода, знаете ли, иногда устраивает неприятные сюрпризы, вопреки прогнозам. Да и мало женщин предпочитающих холодную бандитскую романтику домашнему уюту.

В этот раз нас было пятеро: экипаж катамарана четверки и надувная байдарка Ласточка. Из прожженых туристов Хомутов Женя, Асташкин Сергей и автор этих строк (Андрей Редько). Игнатенко Сергей имел за плечами походы по некатегорийным рекам - Северскому Донцу и Ворскле, Болдырев Алексей - Донец и Кальмиус.

Собрались, обсудили культурную программу, меню. Забрасываться решили в город Комсомольск. Мы были на Кальмиусе более 10-ти раз, ходили от Старобешево и от Новокатериновки, но ничего интересного там не видели кроме плотины в Авангарде, а в остальном - "академическая гребля" по плесам. Транспорт - микроавтобус "Газель". Обычно мы добирались на южный автовокзал на троллейбусе, а дальше на рейсовом автобусе до Комсомольска - дешево и сердито, даже слишком. Наш транспорт рентабелен только в случае, когда забит битком, а если ехать в пятницу то людей еще больше, добавляются студенты. Двухметровая упаковка катамарана и наши рюкзачки для водителей как красная тряпка для быка, да и от пассажиров наслушаешься ненормативной лексики вдоволь, в общем, заброска общественным транспортом - отдельное приключение, достойное отдельного описания. В прошлом году, например, ехали 50 км до Комсомольска два часа в жуткой давке стоя.

В этот раз решили окружить себя комфортом. "Газель" подвезла нас прямо к реке, недалеко от дороги. Нашли небольшой ровный пятачок земли для стапеля и немедленно приступили к сборке судов. Вокруг была уже темень, ничего не поделать - сутки зимой короткие. С погодой повезло, грязи особо не было, снега тоже, полный штиль. Для освещения зажгли свечу, на этот крохотный огонек прибежал мужик в камуфляже, стал светить в лицо фонариком и говорит : "Вы че тут костры палите? Че рубите?". А у нас рама дюралевая, в общем, отмазались, но неприятный осадок остался. Если так дальше пойдет, будем как на западе, ходить по обозначенным тропинкам с проводником и костер палить с 21:00 до 22:00 за деньги.

По плану сплав в этот же день. Ну не нравится нам ночевать в городе рядом с дорогой и мужиками в камуфляже.

Перед отплытием устроили импровизированный банкет в честь открытия сезона и начала сплава. Выпили за погоду, есть у нас такая традиция. Сели на суда: Леша на байду, остальные на кат. Сразу после стапеля низкий мост с двумя пролетами, обычно мы ходим в левый, но в этот раз там застряла коряга. Прошли без проблем. Постепенно выплыли из Комсомольска, начались карьеры. Пейзаж очень подходящий для съемок фантастического фильма, мы называем это место Мордор (читавший Толкиена поймет). Есть здесь место где река идет по трубам - стопроцентный обнос, который усложняется пересеченной местностью и плохим выходом на берег. Долго чалились и разгружались - грязи по шиколотку, затем метров 20 до дороги по скользким большим валунам. На дороге грязи по колено, иногда проезжают Белазы. Преодолев все трудности, минут за 20 мы снова на плаву. Запланированное место для стоянки на правом берегу, приблизительно в километре от обноса. Здесь берег ровный и состоит из нескольких террас, есть несколько деревьев, параллельно реке проходит железная дорога. По ней периодически возят щебень или гоняют порожняк, но если выпить около литра, можно увидеть и скорый Адлер - Москва. Место это у нас так и называется - алкогольным, однажды мы тут сильно перебрали. У всех нас воспоминаний об этом месте просто не сосчитать, причем у каждого свои.

Когда причалили, было уже поздно, около 11. Быстро поставили палатки и приготовили ужин, примус зимой очень экономит время, хотя при желании можно найти и дрова. Так прошел первый день. Всю ночь, по-видимому, моросил дождь, но наша палатка выдержала испытание, было сухо, тепло и мы спали часов до десяти.

Нет ничего лучше, чем хмурым утром выпить чашечку (кружечку) горячего кофе на берегу реки. Несмотря на поздний подъем, собрались довольно быстро, позавтракали и сплыли. По-прежнему почти полный штиль. Сразу за поворотом реки порог S-образный, место интересное для тренировки ухода от прижима и попадания в улово. Это конец Мордора, дальше будут красивые пейзажи и нетронутая приазовская степь.

S-образный прошли сходу. Катамаран стал в улово, приготовились снимать и страховать байдарку. К счастью все обошлось, Леха справился, уклонился от низкой ветки, которая частенько киляет неопытных байдарочников. После S-образного мы остановились набрать воды в роднике на левом берегу, часть команды поднялась для осмотра окрестностей повыше. Вид открывается захватывающий, река делает плавный поворот направо, порог открывается во всем великолепии, вдали, выше по течению виден карьер.

Дальше плыли по спокойной воде до моста в селе Раздольное. Под мостом небольшой перекат искусственного происхождения, плита обливаемая водой. За мостом дорожка из небольших валов. Покачались на них. Здесь всегда дефилируют местные гуси или утки, пытаются от нас свалить, а мы обычно входим в азарт, затеваем погоню, ничего не поделаешь - инстинкт охотника.

Река в Раздольном принимает правый приток - Мокрую Волноваху. Я, честно говоря, мечтаю ее разведать, все-таки приелся уже Кальмиус. Так с виду устье обнадеживает, что это не ручеек, может, и пороги имеются. В Раздольном Кальмиус закладывает большую петлю, разворачиваясь почти на 180 градусов, приходится обплывать. Срывается снежок.

Решили не терять время на перекус, легли в дрейф, течение при большой воде ощутимое. Подрубили колбасы и сала, выпили прямо на катамаране, стало как-то уютнее и теплее, совсем другими глазами посмотрели на окружающий зимний пейзаж. Вдруг, из нирваны нас грубо вырвала выходка доморощенного байдараста. Пока мы балдели, он стащил колбасу, пытался и сало, да мы уже были на чеку. Это его альма-матер сказывается, у них так принято.

До "Шумка" шли повеселев. Это порог такой, ничего особенного, просто перепад в полметра и валы небольшие. Удивительно, здесь часто устраивают соревнования и покатушки. Место в техническом отношении просто элементарное, главное зайти не лагом и можно бросать весла, тем не менее Леха рассказывал, что ДПИ здесь боролись за жизнь и однажды угробили байду. Прокомментировав этот факт, и сделав маленькую остановку, мы продолжили сплав.

А.С.(Асташкин Сергей): На этом месте, за Шумком, в первом зимнем походе по Кальмиусу была проведена рекламная компания жевательной резинки... Провалившийся по пояс в воду, поэтому сильно замерзший, член экипажа катамарана, высадившись на берег чтобы сделать пробежку и размять ноги, достал из кармана жвачку и со стучащими от холода зубами продекламировал: "ORBIT WinterFresh .. почувствуй зимнее дыхание"

Самочувствие превосходное, только ступни немного подмерзают. Леха мрачен. Наверное, ему хуже. Конечно, его валами побрызгало, ну, так он знал, на что шел.

А.С.: На мой взгляд Леха значительно сильнее замерзал, находясь в байдарке, его зад находился ниже уровня воды и от воды его отделяет резина байдарки и сложенная пенка. Более того в байдарке есть вода, фартука нет и похоже небольшая течь. Ко всему этому он еще и отказался выпить, так что хмурый - мягко сказано. "Доведет водный туризм до цугундера!" Этот девиз действительно в полной мере отражает настроение Лехи. На катамаране намного веселее, но тоже холодно.

Впереди низкий мост. Это стремное место. Издалека приглядываемся, хватит ли высоты, пролезем ли. Подплываем поближе, оказывается гора вещей на кате не вписывается по габаритам. На ходу уплощаем ее и сгибаемся сами. Прошли со скрипом, тут еще машина по мосту проехала, как раз в самый интересный момент. Все, впереди Староласпа, а там плотина. Два года перед этим она была неходима, там в сливе лежало бревно, портило всю малину. Мне, кстати эта плотина нравится больше чем в Авангарде, здесь нужен маневр перед сливом и в сливе, особенно по малой воде, а на байдарке тут вообще капут. Капут не гребцу, а байдарке. Я не ходил, но видел, как ходили. Разогнавшись, вылетали с кромки слива и с метровой высоты падали на камни сразу за сливом, потом, поерзав по ним некоторое время, сползали на чистую струю под восторженные вопли зрителей. Понятно дырки и поломанные стрингера - мелочи, главное - они герои. (А.С.: Мы такими забавами не страдаем, и препятствия четко разделяем на ходимые - это те, что можно пройти использую технику и неходимые - такие на которых независимо от действий гребца будет испытано на прочность снаряжение.) Так рассуждая об этом, мы прибыли в Староласпу. Решили осмотреть плотину сходу, с воды, в случае чего всегда можно уйти влево и продраться по обводному каналу. Оказалось, что бревно смыло, мусора тоже нет, мы сиганули и стали на страховку. Наша ласточка, наша рыба так устала, что машинально прошла плотину, не заметив ни ее, ни наших страховочных усилий.

А.С.: Небольшие габариты и отсутствие жесткого каркаса на Ласточке позволяют ей ходить такие препятствия. Правда, Леха немного жопу отбил о камень, но она у него не ломается - не дюралюминий же.

За плотиной начинается самое интересное место на Кальмиусе - лабиринт. Это сложная система проток и камышовых островов длиной около 10 километров, динамичная, с быстрым течением, изобилующая перекатами, порожками и порогами. А в конце, как апофеоз маршрута, как жирная точка - последняя плотина с самой мощной, на Кальмиусе бочкой. Лабиринт - место очень красивое, относительно безлюдное, в нем запросто можно заблудиться и попасть в ловушку, например, свернув не в ту протоку. Однажды так со мной и произошло, повернули вправо, и после 300 метров сплава по протоке шириной метра 4 уперлись в типичный непроход - два внушительных валуна с узеньким сливом. Пришлось перетаскивать кат через них. Лабиринт никогда не приедается, кажется, он даже немного меняется из года в год.

Стоянка запланирована вначале Лабиринта на правом берегу, напротив источника с очень вкусной водой. Этот источник пользуется популярностью, как у местных, так и у приезжих, о чем имеется даже памятная табличка, гласящая, что этот источник - лучший в Донбассе. Ходят слухи, что вода с серебром. Никак не соберемся проверить. Это вполне возможно, край богатый, всего есть понемногу.

А.С.: В лабиринте все тот же Леха ошибок наделал по полной программе. Пару раз сделал обгон на перекатах и порожках, и несколько раз зевал и оказывался на пути несущегося катамарана или еще хуже оказывался между катамараном и прижимом к камышовому берегу. И всё это при повышенной управляемости Ласточки. Настоящий боец.

Пропетляв вначале Лабиринта, мы причалили у высокого берега, выгрузили шмотки и поставили лагерь. Место шикарное - кусты почти со всех сторон, деревья, дрова в избытке. Однажды мы даже баню на этом месте ставили. После трудного сплавного дня мы устроили себе настоящий банкет. В меню была картошка толченка с мясом и грибами плюс салат Оливье. Пили портвейн, подогревая его в кружках на примусе. Все это у костра на фоне довольно прохладного бодрящего зимнего воздуха. Получилось бы очень по аристократически, если бы не закончилось водкой, но меру мы соблюли.

А.С.: Андрик просто измывался над туристическим бытом, приготовив праздничный стол, такое у нас впервые. Если не считать, впечатлившую и сподвигнувшую Андрюху на подвиги, яичницу глазунью, которую делали прошлой весной в Карпатах наши Львовяне.

Утро выдалось теплое и солнечное. Позавтракав и выпив традиционную кружечку кофе, мы ринулись в Лабиринт. Прошли идеально, ни разу не сев на камень, уровень воды конечно высоковат. Подошли к последней плотине. Благоразумно не пошли сразу, а зачалились у нависшего дерева на левом берегу. Я побежал осматривать. Река здесь делится на две части каменной стеной. Справа от стены мелкие и узкие малоинтересные места, а слева проход шириной метров 6, оканчивающийся вертикальным сливом где-то высотой около 70 сантиметров. Перед сливом по центру торчит треугольный камень, от него до слива метра три. Сразу за сливом мель, чтобы не сесть, нужно уходить резко вправо. Раньше мы всегда ходили слева от камня, там отбойник от берега помогает завершить маневр. В этот раз к камню, как раз слева, прибило дерево, остался проход точно по ширине ката.

Договорились с Лешей, чтобы начинал проходить после нас только по сигналу. Аккуратно продрались между стеной и деревом, чуть сместились влево, насколько успели и прыгнули. Уже входя в слив Хомутов начал цепляться за улово у стены. Стали в улове, приготовились страховать, я вылез на стену с фотоаппаратом и дал отмашку Лехе. Он, "как положено", сел на дерево, поерзал, слез и почти с нулевой относительно потока скоростью начал подходить к сливу. Я крикнул на него, и он успел сделать по паре корявых гребков с каждой стороны. Это его и спасло от оверкиля, в бочке байду остановило, чуть развернуло и пронесло. И конечно он сел на мель, плавно, без последствий.

Дальше до самого конца маршрута порогов нет.

Местность на берегах после плотины очень экзотическая, поэтому дальше можно не задумываясь о воде рассматривать прибрежные скалы.

Мы немного опаздывали, микроавтобус должен ждать нас в 16:00. Добрались без приключений. Предстоял антистапель, а времени около получаса, но мы успели, даже выпили за отъезд. Удобно, конечно с микроавтобусом, можно вещи особо не паковать.

Загрузили снарягу, последний взгляд на реку и в путь.

Итоги:
1. Можем если захотим.
2. Водку лучше привезти назад, чем докупать.
3. Хорошее питание способствует отдыху, особенно холестериновая диета (в смысле побольше холестерина).
4. С транспортом вышло отлично.
5. Девиз похода: "Доведет водный туризм до цугундера!"

Описание составил Андрей Редько.

Редакция, цензура и вставки Сергея Асташкина

© 2004 Webmaster Сергей Асташкин

Hosted by uCoz