Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

Другие реки:Кальмиус |Ворскла | Северский Донец | Южный Буг | Карпатские Реки | Зимний Кальмиус Все материалы перенесены на новый сайт Клуб водного туризма "Пилигрим"

Кальмиус

  

Одна из немногих порожистых рек Восточной Украины. В Донецкой МКК Кальмиус значиться как река 1 категории, но реально на нем есть элементы двойки.

Если бы не вмешательство человека, то это была бы исключительно красивая река. Начиная с с.Раздольное на прибрежных холмах появляются отдельные гранитные выходы. На участке Староласпа-Гранитное – берега скалистые.

К сожалению, этот очень привлекательный участок короткий, не более одного дня пути. На всем остальном протяжении Кальмиус фактически протекает через населенные пункты. Особенно противное место возле Комсомольска; кроме сел, по берегам идут действующие карьеры по добыче щебня. Надо отметить, что аборигены там живут в основном с пониманием и на байдарки реагируют нормально.

Основная проблема на Кальмиусе - это дрова и питьевая вода. Вода в реке исключительно мутная то ли из-за сел и городов, то ли сама по себе из-за характера почвы. Уровень воды, конечно же, в течение сезона меняется, но даже в августе-сентябре вполне достаточен для сплава. По низкой воде, по-моему, идти даже интереснее, несколько сложнее проходить шиверы.

Для пищевых нужд воду из реки лучше не брать (хотя от этого вроде бы не умирают). В поселках водопроводная вода тоже мерзковатая, лучше всего набирать ее в природных источниках. Их достаточно много, некоторые отмечены на карте. Местные жители, кстати, воду тоже из них берут.

Дрова, в принципе, можно найти всегда, но лучше все же взять примус. Самая распространенная древестная порода – акация. Рубить ее занятие не из приятных.

Серьезных препятствий на описанном маршруте всего четыре + 1 обнос. Это все – полуразрушенные плотины (в Авангарде, Комсомольском, Староласпе и между Староласпой и Гранитным). Для катамарана проходимы все четыре, но байды на первых двух лучше обнести. На первой плотине нет ни одного чистого слива, даже по большой воде очень тяжело пройти, не сев на камень. На второй очень ровный срез воды и байду просто ломает пополам (хотя наша Таймень выдержала). Две другие вполне проходимы, особенно по большой воде.

Наиболее приятное на Кальмиусе то, что с каждым новым километром пейзаж постепенно улучшается. Река исключительно приятная, несмотря на кажущиеся недостатки, идеально подходит для походов выходного дня.


Подъезд

Одно из главных достоинств Кальмиуса – удобный подъезд. Начинать можно в Старобешево (до Гранитного – 3 дня) или в Комсомольске ( 2 дня). С Южного автовокзала Донецка можно добраться в оба пункта. Примерное расписание автобусов:

До Комсомольска ( все они идут через Старобешево): 5 20, 616, 748,750 ,910,1025,1155,1151 ,1310,1240,1400,1525,16 01,1720,1845.

Мы реально ездили на первом – 5-20 (очень удобно, мало людей) и 17-20. Как ходят остальные не знаем.

В Старобешево лучше вставать не на автостанции, а за ней на первом повороте (заранее договорившись с водителем). Потом нужно пройти около 400 метров по ходу автобуса. Место для сборки удобное, но купаться не рекомендуется – рядом городской отстойник.

В Комсомольске есть два варианта:

  1. Ехать до автостанции. Затем вниз по ходу автобуса мимо рынка до упора. Какую-то базу нужно обойти слева и выйти на мост, под которым удобно собираться. В сумме идти где-то 1 км.
  2. Доехать до места под незамысловатым названием Скала – местные водители автобусов должны его знать. Этот вариант несколько лучше, потому что: во-первых, там же можно и заночевать (если приезжать вечером); во-вторых, не прийдется обносить плотину.

Уезжать лучше всего из Гранитного. Можно сплавляться и дальше (мы не пробовали), но по рассказам ничего интересного там нет – спокойная вода до самого Мариуполя.

В Гранитном разбираться лучше возле первого же моста – места там достаточно. Автостанция – на правом берегу. Идти перпендикулярно реке около 1,5 км. Автобус курсирует всего один между ст.Карань (ж/д) и с.Тельмонове. Ехать можно и туда и туда, но через Тельмонове намного хлопотнее: там прийдется делать пересадку на автобус до Донецка, а они все проходящие и набитые до отказа. На Карань же автобус всегда приходит под какую-нибудь электричку до Донецка, поэтому даже ждать не нужно. Последний автобус на Карань идет в 1740.

Если же на автобус вы не попали, а уезжать надо, то можно: либо прямо на автостанции нанять частника, либо пройти около километра ниже по течению – там мост, через который проходит трасса на Тельмонове и Карань.


Достопримечательности

Прямо скажем, Кальмиус ими не богат, но все же…

  • В Старобешево стоит на постаменте настоящий трактор Паши Ангелиной, рядом же музей.
  • Возле большого автомобильного моста в Раздольном – знаменитый источник. Вода в нем действительно ничего и говорят, содержит серебро.
  • Между Раздольным и Староласпой велись раскопки чего-то. По не вполне внятным сведениям, полученным от местных жителей – стоянки скифов.
  • Около получаса хода ниже плотины в Староласпе на левом берегу – опять же известный источник. Найти его довольно просто: возле него всегда стоят машины. Чтобы набрать из него воды люди из Донецка на мерседесах приезжают. Вода действительно очень вкусная. Возле источника стоит скифская каменная баба и медная табличка с надписью: “Лучшая вода Донбасса”. В Гранитном возле автовокзала стоит памятник Ленину неожиданно желтого цвета. На это зрелище тоже стоит посмотреть.


Лоция


На участке Старобешево-Петровское серьезных препятствий на реке нет. Довольно много небольших перекатиков, но никакой сложности они не представляют. Пожалуй, наиболее серьезный из них под мостом на Новокатериновку, там небольшой поворот реки сочетается с неудачно растущим деревом на берегу. Начиная с Петровского начинается сплошной населенный пункт; желательно начать проходить этот отрезок начинать с утра. Поэтому если времени недостаточно, то лучше остановиться где-нибудь в районе этого моста. Берега, для Кальмиуса, там неплохие, жаль деревьев маловато.

Где-то в районе с.Петровское-с.Подгорное находиться совхоз Авангард. Там первое серьезное препятствие – плотина. Единственный приличный проход впритык под правым берегом. Катамаран по большой воде (в мае месяце) там проходит нормально, но попытка пройти на байде закончилась очень грустно. В сливе сплошные камни, проход если и есть, то мы, пока сидели на одном из камней, его не заметили. Исходя из этого, лучше, все же, эту плотину обнести. Если вы решите прыгать несмотря ни на что, то 1-2 км ниже по течению слева есть место, где можно экстренно заночевать. По берегу идет ж/д насыпь, примерно посередине есть площадка под палатки. На противоположном берегу – огороды, но, в принципе, место вполне приличное: поезда ходят редко, коровы прийдут только утром.

Далее идет участок изобилующий рыбацкими перетягами. Это чуть ли не самое опасное место на реке для тех, кто сидит в байдарке сзади. Сразу же после двух мостов в Комсомольске, второе достойное препятствие – ж/б плотина. Самое главное ее не пропустить; из-за ровного среза воды она исключительно незаметна. Здесь нужно выйти и обязательно посмотреть, что впереди. И проходить и обносить нужно слева. Прыгать с нее технически не сложно, глубина внизу, даже по небольшой воде, достаточная, но в самом начале слива байду очень сильно переламывает пополам. Если уж прыгать, то лучше без переднего гребца.

Метров 300 ниже по течению – автомобильный мост. Несмотря на кажущуюся простоту, место довольно опасное. Лучше всего (особенно по большой воде) идти в самый левый пролет, там хорошая отбойная волна и байду к стене не прижимает. Одно плохо: на выходе над водой – дерево – отличная расческа. Можно пройти и во второй слева проход, но, в случае малейшего просчета, байдарку бросает на ж/б быки моста. Местные жители рассказывали, что так здесь ни одну байду вдребезги разбили.

Примерно 20 минут хода и под мостом несложный перекат, но с довольно большим перепадом уровня воды. После него около 2 часов хода – спокойная вода. Это, пожалуй, самое противное с точки зрения эстетики место на реке. На обоих берегах - действующие карьеры по добыче щебня. В конце этого участка явный обнос слева от моста. Река протекает под мостом через узкие трубы.

От этого места 2-3 км ниже по течению, справа первые после Новокатериновки приличные места для стоянки. Хотя там и проходит железная дорога, но поезда ходят только на карьеры, а за ней достаточно деревьев на дрова, да и погулять есть где – места красивые.

Около 40 мин. хода от моста с трубами – интересный, очень длинный перекат. Проходить его можно двумя способами: или в правую протоку, которая делает большой изгиб в форме буквы S, или в левую.

Проще пойти вправо. Общий перепад дробиться на несколько перекатов, по отдельности не сложных.

В левой протоке только один изгиб, река буквально врезается в отвесный берег, но пройти там можно. На самом входе нужно точно попасть в чистый узкий (0,7м) слив под правым берегом. Перед обрывом есть улов, из которого удобно осмотреться, подстраховать и прицелиться. Под обрывом идет прямая, узкая протока без особых прижимов, но с большим перепадом уровня воды. Прокатиться по ней одно удовольствие.

150 м ниже выхода из этого лабиринта на лево берегу источник с неплохой водой. Еще 20-30мин. хода и с.Раздольное. Слева от большого автомоста тоже есть источник (с серебряной водой), но там обычно бывает много народа – целая очередь. Под мостом несложный перекат. После моста несколько километров часто встречаются мели, но ничего серьезного нет.

На выходе из Раздольного начинается самый красивый участок реки. Довольно длинный участок спокойной воды заканчивается порогом “Шумок” (ориентир ЛЭП). Ничем особенно примечательным из остальных перекатов не выделяется. Может чуть побольше перепад уровня и, из-за этого, приличные стоячие волны.. Если байдарки без фартуков, то может захлестнуть чрез деку.Возле “Шумка” на правом берегу неплохое место для стоянки, во всяком случае там есть деревья.

Ниже по течению до самой Строласпы сложных мест нет – только небольшие перекаты. Практически в любом месте можно остановиться на ночь.

Староласпа начинается с низкого автомобильного моста; по большой воде пролазить под ним тяжко. За мостом изумительно красивые места, на правом берегу возле первых домов криница. Около 3 км ниже – перекат и за ним разрушенная плотина. Перед ней река дробиться на несколько рукавов. При желании можно пройти почти по всем, но предпочтительнее правый, вдоль камышевого островка.

Хотя и выглядит это место сташновато, оно вполне проходимо под самым правым берегом протоки. По центру этого слива лежит одиночный камень, но его можно обойти. Под левым берегом возле камыша – очень мелко. Это место лучше просмотреть с правого берега.

За плотиной начинается “Лабиринт”. Около 5-8 км река разбита на рукава, внутри которых множество камней. По сути, это сплошная длинная шивера: исключительно интересное место. Каких-то особенно предпочтительных вариантов прохождения его нет, но лучше выбирать боле полноводные протоки.

Около 4 км ниже плотины на левом берегу роща акации. Это первое после плотины удобное место для стоянки. Далее до Гранитного это не проблема. Примерно 1 км ниже рощи на левом крутом берегу, после переката – криница со скифской бабой. Настоятельно рекомендуем набрать воды, не пожалеете.

Заканчивается “Лабиринт” плотиной. В сумме расстояние между плотинами проходиться где-то за 2-3 часа. Последняя плотина, пожалуй, самое интересное место на Кальмиусе, удобное для дневки. Пейзажи там красивейшие, людей очень мало. Удобнее всего стать на высоком правом берегу. Несколько километров вглубь того же берега – овцеферма. Там можно набрать воды. Дрова проще заготовить на правом берегу.

В техническом отношении, плотина – идеальное учебное место. Приходить ее можно двумя способами:

  1. Под самым правым берегом. Течение перед сливом не сильное, времени для маневра достаточно. По низкой воде нужно очень точно попасть в узкий промежуток между камнями после основного слива. Этот вариант годиться только для байдарок.
  2. Вдоль левого берега. Посередине между кирпичной кладкой и берегом лежит бетонная глыба. Слева от нее слив более пологий, но и бочка помощнее. Справа слив очень резкий, по низкой воде там очень мелко и слева захлестывает из бочки. Несмотря на это с прохождением проблем не возникает. Единственное – если байды без фартуков, то воды в них будет по пояс.


После плотины до Гранитного 2,5 часа спокойной воды. Хотя берега очень красивые, грести не очень приятно. В Гранитном разбираться лучше за первым мостом слева.

Описание составил Евгений Хомутов.

© 1998,1999 Webmaster Сергей Асташкин

Hosted by uCoz