Другие реки:Кальмиус |Ворскла | Северский Донец | Южный Буг | Карпатские Реки | Зимний Кальмиус Все материалы перенесены на новый сайт Клуб водного туризма "Пилигрим"

Ю.Буг Гнивань - Райгород ( май )

В целом

Совершенно заслуженно одна из самых известных рек Украины. Хотя описываемый участок и не очень сложный (2я категория), но общее представление о реке дает.В сумме препятствий на этом участке около 30 (естественных и искусственных ), но распределены они более-менее равномерно по длине маршрута и поэтому между порогами довольно большие участки абсолютно ровной воды. Сложность препятствий постепенно увеличивается к середине маршрута. Самые сложные пороги между с.Соколец и Печера. Описание составлено для периода конец апреля - начало мая, т.е. для большой воды, летом воды меньше, поэтому препятствия совершенно другие.

Для катамарана - река для отдыха (можно даже с малолетними детьми) - и интересно и неопасно. Наверное, единственный неприятный момент: в случае сильного встречного ветра иногда приходиться просто тащить его на веревочке, но это, в принципе, глобальная проблема. По многолетним майским наблюдениям, если стоит хорошая солнечная погода, то ветер обязательно дует с юга и довольно сильный, особенно на водохранилищах. Причем начинает задувать обычно часам к 10-11, а прекращается после 18-19. Максимум обычно часов в 14-15. Такие участки лучше пройти утром до 10 часов или вечером перед закатом.Это кусок в начале маршрута после Гниваня до плотины в селе Сутиски и второй кусок от с.Сорокодубы до с.Гранитное ( т.н. "Аэродинамическая труба").

Чтобы идти на байдарке определенная квалификация нужна. Типичный порог - вход с лавировкой под одним берегом, а выход под другим, причем траектория не вполне очевидна. В этом случае полезно наличие катамарана внизу и подстрахует и проход подскажет. Пороги имеет смысл просматривать, с учетом заклеивания дырок это время обычно окупается. На байды обязательно нужно наклеить хорошие протекторы по всем стрингерам. Мы неоднократно пожалели, что дома поленились заменить небольшие участки старых, потрескавшихся протекторов - все дырки были именно на них, причем в самых безобидных ситуациях. Ну и желательно, конечно, усилить кильсон у байдарок - привязать по паре хороших бревнышков диаметром так сантиметров по 10 :-) Но это, как говорится - на любителя. Заселенность берегов средняя, т.е. села постоянно мелькают, но стоянку без огородов и с дровами найти можно всегда (кстати, в селах очень дешевы <натурпродукты>).

Для такого уровня заселенности природа просто отличная: <реликтовых> лесов, разумеется, нет, но в верхней части почти непрерывно идут крупные рощи, небольшие лески в оврагах, посадки сосны. По мере продвижения вниз по течению пейзаж становиться более степным. В нижней части маршрута лесов ( и даже посадок) меньше, берег - травяной луг со скальными выходами и отдельными валунами. Проблем с питьевой водой нет. На берегах очень много родников и ручейков, можно пить воду прямо из них. При некоторой сноровке их можно распознавать по полосе растительности идущей перпендикулярно берегу. В реке вода мутновата, но вполне съедобна после хорошего кипячения, но лучше не надо. Тем более сейчас, когдана экологию положили. В Виннице завод стиральных порошков, в Гниване - очистные сооружения рядом с рекой.

Подъезд

Можно начинать сплав из Винницы. От ж/д вокзала - несколько трамвайных или троллейбусных остановок до реки. Но это, наверное, не самый лучший вариант: до Гниваня 30 км сплошной населенки, препятствий нет, ощущается подпор плотины ГЭС. Из эстетических и спортивных интересов лучше проехать этот участок на электричке и сэкономить ходовой день. Электрички Вапнярка-Киев, Киев - Жмеринка и подобные ( идущие через Жмеринку и Винницу) ходят несколько раз в течение светового дня - уехать не проблема. Многие дальние поезда тоже останавливаются на ст.Гнивань. В Гниване если стать лицом к вокзалу, то идти вправо к виднеющемуся вдали мосту ( точнее мостам - их два). Лучше собираться на противоположном берегу - переход по правому мосту. Рекомендуем оглядываться назад, если что - на мосту есть <карманы>, где можно переждать поезд. С моста сразу по тропинке налево; можно и заночевать. А если не ночевать - то можно перейти через ж/д на другую сторону и по дороге прямо от вокзалаи и правее выйти на окраину села на луг и там собрать байдарки, или прямо от вокзала в огородах - еще ближе. Но за мостом спокойнее - нет местных аборигенов. В Райгороде разбираться на левом берегу сразу за подвесным мостом. Железку видно с воды, к станции ведет тропинка вверх и направо. Раньше отсюда ходили два поезда на Винницу, сейчас остался только один в 3-46. В Виннице он около 7 часов утра. Можно уехать и на автобусе или попутке - это, кстати, обойдется дешевле. К водникам там народ привычный, большого количества вещей не пугается, но лично мы решили не рисковать и уехали на поезде.

Лоция

Существует по меньшей мере два описания этого участка: одно на сайте :.., другое в книге :.. , но они показались нам несколько неполными и подустаревшими., тем более что река и способы прохождения препятствий радикальным образом зависят от уровня воды ( мы шли как раз по относительно большой воде).

В Гниване за вокзалом - колодец и чуть дальше магазин. От Гниваня до Сутисок - препятствий нет, течения тоже, довольно большие разливы перед плотиной. При сильном ветре лучше пройти эти 8-10 км. утром до 10 часов.

В Ворошиловке большой автомобильный мост, за мостом внимательно -под водой сваи от старого моста. Направо в селе есть магазин. Заночевать можно за Ворошиловкой в сосновой посадке, там, где она начинается, на границе с полем, есть родник. Ориентир - куст вербы, а под ним вкопано ж/б кольцо. Дальше на левом берегу выходы гранита ( последнее место с хорошей стоянкой, только к роднику надо возвращаться назад метров 300. Дальше за левый поворот идти нет смысла - начинается село и сразу подряд 3 в Сутисках.

Первый - плотина ГЭС. Удобно обнести слева. Плотина сливная, два шлюза на левом берегу, приставать прямо вплотную к левому шлюзу. Теоретически с нее можно и прыгнуть, но по очень большой воде и разведав заходы: сверху точит арматура и однажды там народ распорол шкуру на Таймени от носа до кормы. При хорошей воде внизу бочка от берега до берега с сильным обратным течением, однажды катамаран 4-ку пришлось спасконцом выдергивать оттуда. 600 м ниже ГЭС - низкий мост, тоже легко обносится. лучше слева (осторожно - железяки, арматура!), справа обычно грязи много. Еще через 800м - понтон полузатопленый, обнос слева. Сразу чуть ниже низкий непроходимый мост, обнос слева возле спасательной станции.

Через пару км на высоком ЛБ - имение графа, сейчас там детский санаторий. Наверху на скале смотровая площадка. И неплохой видна окрестности. Стоянка есть чуть ниже на ЛБ, ориентир - ручей , но вода грязновата, лучше пройти в село наверх. За мостом через ручей, слева, есть криничка.

До Тыврова серьезных препятствий на реке нет. Перед городом реку пересекает трасса по которой ходят автобусы до Винницы. Некоторые группы начинают сплав отсюда. Собираются или на ЛБ под мостом ( хорошая площадка) или на ПБ есть небольшая площадка ( чуть дальше в лесу родник). Слева за мостом каменный карьер и остров. Проход по правой протоке, небольшой порожек. За ним небольшой разлив и Тывров на ПБ. В Тыврове на правом берегу,первое препятствие - старая мельница, которую понемногу начали реставрировать. Хорошая струя идет под мельницу, проход чистый, но там по центру стоит здоровая труба, на моей памяти байдарку завернуло вокруг трубы. Вытаскивали живцом, угрохали целый день. Рядом с мельницей искусственный порог, заходить вплотную к мельнице, но смотреть, чтобы не затянуло под мельницу. Идти слева прямо на каменный бык, метрах в 3-х от быка-поворот налево. На выходе из порога - здоровенная каменюка, лучше уйти влево, т.к. справа мелко и куча камней. Клеиться можно сразу на правом бережку возле домов на местном пляже.

До Стрельчинцев есть еще несколько перекатов, которые проходятся без особых проблем. Очень хорошие места за с.Клещев (скалы, сосны), перед и после Соколинцев. Берега очень живописные - лесистые, высокие. Много родников, полно дров.

В Стрельчинцах серьезное препятствие - еще одна старая мельница (осмотр - правый берег). Раньше можно было пройти по узкой самой правой протоке - сейчас там поперек русла упало большое дерево, по нему можно пройти на островок и осмотреть проход. Необходима сложная лавировка - на выходе под левым берегом два камня. И струя тащит прямо на них. Проход буквой Z - прямо на остров, резко и СИЛЬНО влево ( справа камни - мы все на них посидели), потом резко вправо, чтобы уйти от 2-х каменюк на выходе. Сразу за порогом довольно глубоко, с головой- знаем, пробовали. Клеились мы на левом берегу на зеленой лужайке. Чуть ниже порога - понтон, последние года ставят каждый год. За мельницей (1км) - перекат, проход под ЛБ. Проход чистый, но лучше все же просмотреть. Мы продырявили две байды самым обидным образом.

За Стрельчинцами реку пересекает газопровод, под ним на правом берегу стоянка с родником. После газопровода в с.Воробиевка несколько перекатов, за селом порог Киевский, промотр с правого берега. Первая ступень - проход под самым ПБ, хотя можно пройти и слева и покрутиться между камнями. На ПБ вплотную к реке - довольно большая скала, чтобы посмотреть порог Киевский - надо по тропинке лезть вверх. Сам порог за скалой ниже. Справа от порога - большая поляна, стоянка. Можно стать тут, но мы прошли чуть ниже до поворота - справа плоские гранитные плиты еще перед одной ступенью. Вот на них мы и выбросились. Стоянка чуть дальше под деревьями перед поляной. На поляне слева у воды могила. Несколько родников есть ниже по течению за поляной.

На Киевском обычно все группы устраивают дневку, баню, покатушки, поход в магазин и т.д. Сверху (если взобраться на скалу) через поле и немного выше по течению в селе есть магазин, и на другом берегу тоже.

После Киевского порога в районе с.Рогозна имеется несколько перекатов, технически несложных , но много острых камней. Заночевать настоятельно рекомендуем в районе с.Алексеевка, между Рогозной и Печерой, на ЛБ. Во-первых, место красивейшее (см. фото) - здоровенные ели, места для палаток, дрова и т.д.; во-вторых, на Печерские пороги лучше идти не спеша, с утречка. До них остается километра 2. На берегу возле самой воды есть родник, или можно сходить в село - дорога прямо от поляны через лесок выходит на луг перед селом, и сразу улица начинается.

Печерские пороги - апофеоз маршрута. По большой воде проходимы и для байд и длявход катамарана. Чалится к левому берегу возле больших каменюк. Влево идет обводной канал, по мостику через него можно перейти на остров и осмотреться. Вход - длинная шивера, траектория движения по обстоятельствам, но лучше держаться ближе к ЛБ. За левым поворотом, когда начинаешь заходить в шиверу, на ПБ - красивая церковь. Потом идут подряд 2 слива расположенные "в шахматном порядке" - сложная лавировка с применением значительных физических усилий.

После сливов плес, выход к обеим берегам. На правом можно подняться по лестнице наверх и поглазеть на поместье Пирогова ( хирург был такой известный). На правом берегу перед следующей ступенью стоит статуя девушки- возле нее ( и залазя прямо на нее сверху) любят фотографироваться туристы. Потому -то она такая и ободранная. Тут местный парк, на ЛБ местный пляж.

За плесом следующая ступень: довольно высокий слив с мощными валами - в байде накрывает с головой. Слева от слива 2 здоровых плоских овальных камня. Держаться ближе к ним. При малой воде чуть ниже и правее нижнего камня под водой острый зуб. До автомобильного моста есть еще несколько перекатов. Довольно мелко - лучше не расслабляться. Перед мостом держаться правее, слева мелко, галька. Сразу под или за мостом удобно причалить к ПБ и подлататься. Наверху асфальтированная дорога ведет в центр села. Автостанция, магазины, хлеб, продукты, пиво, мороженое, ресторан. Направо через мост в с.Соколец тоже есть магазины.

В принципе, Печерские пороги можно и не проходить. В самом начале имеется уходящий влево к мельнице обводной канал. Препятствия только на входе, когда ныряешь под мостик, железяки, проволока. Как-то летом мы поймали дырочку метра так 2. Потом все вполне проходимо. В конце канала - обнос через остров метров 200. Летом Печера практически непроходима - но протаскиваема, " Эх, ухнем" или как-нибудь по другому.

Уже за мостом, когда повернешь налево и подойдешь почти к ЛБ, красивая мельница, за островом ее не видно (см. фото), на ПБ - красивая церковь (фото нет). Некоторые группы заканчиваю сплав под этим самым мостом, по нему ходят автобусы к культурным центрам: Виннице, Киеву и Жмеринке ( на Винницу точно ходят).Если вы прошли Печерские пороги к вечеру, то заночевать можно сразу в конце села на ЛБ за поворотом налево. Сосновый лес, утром коровы пасутся. Воды можно набрать в селе, вернуться назад по дороге вдоль берега до перекрестка, колодец тут.

Нужно сказать, что после Печеры сложность препятствий постепенно убывает (если не считать Брацловской ГЭС, которая не сложная, но страшная). Несколько километров ниже возле с.Шелудки довольно коварный перекатик, идти нужно в малоприметную правую протоку. В основном русле мелко, куча камней. В протоке чистый слив с небольшой бочкой, нужно только под низко нависающее дерево не попасть.

Еще ниже длиннющая шивера возле разрушенной мельницы траекторию нужно выбирать по месту. На мельницу можно сходить посмотреть как на типичного представителя подобных строений. Заночевать лучше в районе с.Вышковцы, на ПБ стоянка с родником. Справа большая плоская гранитная скала. Колодец есть в селе ниже плотины на речушке.

Брацлов вместе с вокруг лежащими селами довольно протяженный. Перед ним будет еще одна плотина и перекат. При сильном ветре этот кусок водохранилища лучше проходить с утра до 10 часов. До Брацлава дальше мало стоянок, можно заночевать на ПБ возле искусственного порожка напротив с.Перепеличье, но место открытое, дрова 100м сосновые посадки, воды нет. На другом берегу есть криничка у самой воды - но без местных не найдешь.

В Брацлове плотина ГЭС высотой метров эдак 5. Слив под углом 45 градусов, в принципе, можно прыгать. На катамаране это довольно весело. Держать на остров, на верхушки деревьев с правой стороны острова. Перед островом желательно успеть отвернуть вправо. Если решили обносить, то приставать вплотную к зданию ГЭС на ПБ.

Пару километров в с. Сорокодубы на ЛБ посадки молодой сосны, на берегу криничка. Прямо через реку в селе видно магазин. Приставать лучше в начале посадки перед левым поворотом. За поворотом высоковольтная линия, справа действующий каменный карьер. Это место от поворота и до с.Гранитное у водников получило название "Аэродинамическая труба". При любом направлении верхнего ветра, в этом месте ветер всегда дует в морду лица!

В с.Гранитное 4 ступени порогов, третья довольно сложная - надо покрутиться. Сразу за селом еловый лесок справа. Стоянка. На левом берегу стоянок нет - какой-то заказник.

После Гранитного стоянка на ПБ, сразу за селом небольшой перекатик, еловый лесок.Чуть дальше домики - когда-то была база отдыха. В с.Салинцы при повороте налево есть протока возле ЛБ - проходима и для байдарок и для катамарана. Не доходя села Самчинцыї справа впадает ручей. Неплохая стоянка на ПБ. Если подняться немного по ручью -їїїїї то можно найти криничку с родником. Это последняя перед Райгородомїїїїї нормальная стоянка. Дальше можно будет стать, но будут проблемы с водой и їїїїї дровами, да и до станции осталось пару км.

В с. Самчинцыї остров и проход под ПБ, небольшой искуственный порожек.В Марьновке последний порожек, надо немного покрутиться. Наверху слева уже видна ж/дорога, которая постепенно приближается к реке. Дальше начинается Лодыжинское вдхр., река расширяется, бывают проблемыїїїїї при встречном ветре. В Райгороде ( ж/д станция Самчинцы) при подходе к станции подвесной пешеходный мост, за ним ольховый лесок и поляна, где обычно иїїїїї заканчивается маршрут.Можно заночевать, колодец наверху через насыпь по тропинке. Дизель на Винницу под утро. Можно уехать на Винницу и попуткой, но надо драться наверх на гору на трассу.

Описание составили: Чугай Валентин и Хомутов Евгений


Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС
Hosted by uCoz