Интернет реклама УБС |
Интернет реклама УБС |
Интернет реклама УБС |
Ворскла
Равнинная, относительно спокойная река, технически несложная. Основное препятствие – завалы, впрочем, из-за большого количества байдарочников непроходимых мест нет. Течение на незарегулированных участках быстрое, глубина небольшая, что в сочетании с завалами придает сплаву некоторый технический интерес. На берегах преимущественно пойменный лес, местами посадки сосны. На некоторых участках настоящий сосновый лес. В этом отношении наилучший участок: с.Скелька-с.Котельва. На всем протяжении, вплоть до Полтавы, вода очень чистая, содержащая большое количество рыбы, которая на удочку почему-то не ловится. Вероятно поэтому, местное население широко практикует подводную охоту. Ворсклу можно сравнить с Северским Донцом, но в отличие от него она несколько более технически интересна, но уступает по красоте берегов. Заселенность берегов примерно такая же, т.е. высокая. В целом река идеально подходит для новичков и семейного туризма.
Подъезд Большинство групп начинают сплавляться от с.Кириковка. В самой Кириковке по рассказам река исключительно противная – болото и камыши, поэтому лучше проехать 2 остановки в сторону Сум на рабочем поезде до оп.Пионерское. Мы добирались так (все это может со временем измениться!): поезд Мариуполь-Харьков или Донецк-Харьков до конца. Из Харькова в 910 рабочий поезд на Ахтырку. В Кириковке он около 13 часов. На соседнем пути уже стоит нужный поезд до Пионерского.В Пионерском немного (50м) пройти по ходу поезда, слева будет мостик в обход турбазы. От него по тропинке до воды около 800 м. Берег: большой луг, небольшие рощицы, много отдыхающих с турбазы, но к вечеру они уходят, так что можно и заночевать. Основное русло реки – то на котором стоит ж/д мост. Из Донецка до Кириковки можно добраться и без пересадок поездом Мариуполь-Брянск. По рассказам можно начинать сплавляться от Верхней Писаревки (это выше по течению) – там очень удобный подъезд. Заканчивать сплав лучше в Полтаве. Ж/д вокзал находиться в 500 м от воды, возле моста. Из Полтавы уехать не проблема. Например, до Донецка поездом Полтава-Мариуполь (1700, по четным числам)
Достопримечательности
Лоция ( время хода дано для катамарана)1 ч. от Пионерского – отличная стоянка на правом берегу (пляж, сосновый лес), здесь же развилка. Наверное, оптимальный вариант начала сплава – это быстро собраться в Пионерском и первую ночевку сделать здесь. Мы пошли в левую протоку, возможно, это не лучший вариант. Сразу за развилкой начинаются камышевые плавни, которые тянуться примерно 5-10 км. Ширина протоки не превышает 2 м, течение очень слабое, твердой почвы нет. Для байдарок серьезных препятствий нет, но на катамаране мы ползли медленно, по дороге спиливая рыбацкие заколы. Первый участок твердой земли после стоянки на развилке появился через 4 часа. Здесь на берегах 2-3 рыбацких места, где можно заночевать. Плавни заканчиваются возле с.Заречое, это еще 1 часа хода. Перед селом есть приличные стоянки. Можно остановиться и в самом селе на левом берегу, с воды домов все равно не видно. Здесь река значительно расширяется до 30 м. Примерно в середине Заречного сильное сужение (10м) и обмеление русла, довольно сильное течение. В одном месте даже имеется глинистый небольшой перекат, который сложности не представляет. Сразу за перекатом развилка – пошли в правую протоку. Река сильно петляет, по берегам – луг с небольшими рощицами, есть песчаные пляжи. Примерно через 1 час река подходит к сосновому лесу, но, к сожалению, на берегу турбаза. Здесь же начинается расширение русла, турбазы появляются на обеих берегах. Еще 20 минут и первый мост на Ахтырку. Сужение реки после моста начинается через 40 минут. Лиственный лес, много хороших стоянок. Постепенно ширина реки становиться около 5 м, течение довольно сильное. Пожалуй, это наиболее технически интересный участок. В русле очень много коряг. На хорошо известном байдарочникам месте над водой нависает дерево. Если немного замешкаться, то запросто можно перевернуться, что и сделал экипаж одной нашей байды. Вообще, за этим деревом, говорят дно усеяно утопленными, а берег - забытыми вещами, хотя технически место несложное – проход между стволом и берегом был 0,7 м – вполне достаточно. К сожалению, это место потеряно для потомков. После нашего сплава ширина реки теперь везде минимум 2 м. Через полчаса этот участок заканчивается. После деревянного моста узкоколейки на левом берегу очень красивое место для стоянки – высокий песчаный берег, сосны. Недостаток – на берегу дачный поселок, но, в целом место ничего. Несмотря на небольшое расширение, характер реки не меняется – очень мелко (0,7 м) и быстрое течение. Такой она будет еще час-полтора до второго моста на Ахтырку. На берегу пойменный лес, есть пляжи, людей довольно много. Из препятствий - только низкая переходка (около 20 минут после узкоколейки), которую, возможно, прийдется обнести. Перед мостом река, опять же, расширяется, берега покрываются турбазами. 2ч40мин после моста – слева – стоянка с сосновым лесом. Людей много, но довольно долго после этого места нет ничего приличного. Сразу за ней начинаются завалы и изгибы. Минут через 20 – развилка. Пошли в левый рукав с сильным течением. Сразу за слиянием рукавов – пляж турбазы и с.Буймеровка. В селе очень мелкое русло, 4-5 раз приходилось байды тащить волоком по дну. На выходе из села (примерно 50мин) – не вполне заметный резкий поворот влево. Кажется, что русло идет вправо, но там тупик. После поворота почти на 180о очень мелкий участок около 100 м, затем река расширяется (60м) и углубляется. Правый берег – гора, покрытая лесом. Слева – луг с одиночными деревьями. Стоянок мало: плохие выходы на берег и много людей. Через 1ч20мин – развилка – вправо (влево начинается многокилометровый тупик). В русле много коряг. Еще через 40мин. с.Журавское. У деревянного моста на правом берегу – деревянная церковь XIV века. Через полтора часа очень медленного хода отличная стоянка (пляж, сосны). Река довольно быстрая, очень мелко. За 1км до с.Скелька на левом берегу неплохая стоянка на просеке в лиственном лесу над каким-то газопроводом. 45мин. на правом берегу очень красивый песчаный обрыв, покрытый сосновым лесом. Есть места для палаток, на дне – камни для бани. С этого места и до с.Котельва – самый живописный участок Ворсклы. За Скелькой места чуть похуже. На правом берегу – луг. Через 2ч – железобетонный мост на с.Куземин, за которым постепенно река расширяется. Еще через 1ч15мин. на границе Сумской и Полтавской областей – ж/б плотина, которую довольно легко обнести (буквально перенести через дорогу). В районе Куземина и Котельвы на левом берегу, по рассказам, раскопки скифских укреплений, городов. Земляные валы общей длиной 31 км. Говорят, интересно посмотреть. 40мин. после плотины ни одной удобной стоянки. Река очень мелкая (0,3м), несколько мелей. На левом берегу – летний лагерь для коров, переходка и ЛЭП, сразу за которой отличная стоянка на левом берегу. С этого места и до Котельвы очень неплохой участок, который проходится где-то за полчаса. С.Котельва (родина Ковпака) довольно большое, похоже райцентр. В центре есть магазины, работающие до 8 вечера. От реки идти 4-5 км. 4ч ходу после моста на Котельву до ж/б плотины ни одного приличного места для стоянки. Нам пришлось ночевать буквально в огородах села Млинки, с трудом затащив байды на обрывистый берег. Течение очень медленное, река глубокая, берега заросшие тростником и стрелолистом. В целом, довольно мерзкая местность, возникшая из-за плотины, после обноса которой заметного улучшения не наступает – камыши, пойменный лес. Через полчаса – с.Яблучне, еще час – плотина ГЭС. Примерно 1 км ниже ж/б мост на Опошню. В течение последующих 3 часов река снова становиться приличной – мелкая, песчаная, быстрая. Места для стоянок есть, но ничего особенно героического нет. В с.Писаривщина от деревянного мостика направо – центр (2км). Оттуда в 5 и 11 часов идет автобус на Полтаву, или несколько раз в день – на с.Диканьку, который может подвезти до трассы. Пешком до трассы идти 6 км. Вплоть до Полтавы река довольно однообразная – луг, рощи, небольшие посадки сосны. Неплохие стоянки за с.Михайловкое от которого можно пройти по трассе 5 км до Диканьки. Достопримечательности: старая церковь, 300летние дубы и 2 музея, которые по выходным не работают. Село довольно колоритное, стоит сходить. Полчаса ниже Михайловского неплохая стоянка. Еще 6 часов – плотина. Перед ней примерно 10 км противной стоячей воды. Берега ничего, но много людей. Через час после плотины ж/д мост уже в Полтаве. 500 м ниже него – единственной удобное место для стоянки (пляж, лесок, на правом берегу турбаза на которой есть фонтанчик с питьевой водой). От этого места до автодорожного моста около 4 км. Слева под мостом пляж. Довольно удобно сложить вещи заранее, а под мостом собрать байдарки. Ж/д вокзал 500 м налево по дороге, что идет через мост. Описание составил Евгений Хомутов. |