Владимир Дедов. "Святые Горы: От забвения к возрождению"
Верхний и Нижний павильоны паломников
Эти два оригинальной архитектуры памятники, хотя и не относятся по времени сооружения к древнему периоду истории Святогорской обители, зато непосредственно связаны с меловой скалой функционально. Само название этих двух объектов свидетельствует об их использовании и восприятии как сооружений для посещения паломствующих. И действительно, Нижний павильон паломников, почти примыкая к Успенскому собору с запада, принимал первым богомольцев, посещавших пещеры меловой скалы. Пройдя по пещерным лабиринтам, паломники выходили на вершину скалы, где на самой верхней площадке, на уровне глав Николаевской церкви, был построен Верхний павильон паломников в виде сквозной часовни. Здесь посетители Святогорья любовались открывающимися видами Подонцовья. Хотя не только этим объясняется строительство этих сооружений.
Так, Верхний павильон паломников — вторичное, хотя и официальное название памятника. Более правильным является наименование Андреевская часовня. Построена она в середине 50-х гг. XIX в. в честь вторичного открытия Святогорского монастыря в 1844г.
Памятник представляет собой своеобразную крытую беседку из нетесаного крупного песчаника, сложенного в массивные столбы. Столь оригинальный строительный прием известен издавна и получил название "дикая кладка".
Внутренние грани столбов тщательно вытесаны и образуют сквозные арочные проемы, украшенные профилированными карнизами. Над сводчатым перекрытием установлена шатровая крыша, завершающаяся крестом.
В XIX в. внутри часовни был выложен мозаикой образ Преображения Господня, а надпись на медной доске свидетельствовала об освящении и возобновлении Святогорской Успенской общежительной пустыни преосвященным архиепископом Иннокентием Борисовым. Интересно, что сама идея строительства, а также название часовни в честь Андрея Первозванного, вероятно, связано с именем Андрея Николаевича Муравьева. Во всяком случае, в одном из своих писем, датируемых 27.05.1858 г., А Н. Муравьев писал: "Архимандрит показал мне наверху скалы часовню во имя ангела моего, Первозванного Апостола, с его иконою в углублении утеса, как это обещал мне устроить за семь лет перед сим. Перед иконою горела лампада, а на скале написано большое распятие с предстоящими, которое издалека видно с противоположного берега. "Вы видите, что мы сдержали данное вам слово, — сказал он (Архимандрит Арсений — В.Д.), и место это слывет у нас Андреевскою часовнею" [117].
После закрытия монастыря Андреевская часовня лишилась завершения, шатровой крыши, живописных изображений.
Реставрация памятника произведена в 1988-1989 гг. Были восстановлены оконечности столбов, шатровая крыша, позолоченный крест. Сама площадка, на которой построена часовня, выстелена светлым керамическим мощением.
Если Верхний павильон паломников не носит явно выраженного функционального назначения, то Нижний павильон паломников строился с целью обеспечения посещения пещер и устройства подхода на вершину меловой скалы по наружной лестнице. Здание представляет из себя объем, вытянутый по линии север-юг и встроенный в склон горы. Главный фасад имеет большие арочные ворота (справа) и дверной проем (слева) для входа в пещерные сооружения. Неслучайно во всех первоначальных архивных документах этот павильон именуется "пещерником". Центральные ворота служили для входа на лестницу, которая вела на верхний (второй) ярус, где была устроена деревянная беседка. Отсюда начиналась Кирилло-Мефодиевская лестница на вершину меловой скалы.
В целом Нижний павильон паломников построен в псевдорусском стиле и во многом повторяет архитектурные решения Успенского собора: полуколонны, вытянутые оконные проемы, килевидные завершения воротных проемов, ширинки в цокольной части. Кладка велась весьма качественно и не требовала штукатурки. Время строительства пещерника точно неизвестно, однако ряд косвенных свидетельств позволяет сделать предположение о возведении пещерника в период строительства Успенского собора. Об этом красноречиво говорит не только идентичность архитектурных приемов, но и свидетельство современников о том, что при расширении строительной площадки под новый собор был срыт старый пещерник с частью пещерного хода. Таким образом, новый пещерник был сооружен в конце 50-х — начале 60-х гг. XIX в. и строился, возможно, той же бригадой строителей Якова Еремина, что и сам собор.
Во всяком случае, первые сведения о новом пещернике содержатся в Ведомостях о церквях 1866 г.: "Над входом галереи, ведущей на скалу и над входом в пещеры находится еще большое каменное здание ... это здание называется пещерником.
По парапетам оного поставлены три вызолоченные главы с такими же крестами и все это покрыто железом, окрашенным зеленою краскою" [118].
Старый пещерник был несколько иной архитектуры, о чем свидетельствует литография 1850 г., хотя имел несомненно такое же назначение. Поскольку функционально пещерник неразрывно связан с Кирилло-Мефодиевской лестницей, можно предположить, что временем строительства старого пещерника являются 1850-1851 гг., когда была построена и указанная лестница. Последняя была столь оригинальной архитектуры, что о ней следует сказать несколько слов особо. Эта лестница была построена на средства благотворительницы монастыря Екатерины Шабельской и представляла из себя крытую галерею с шестнадцатью переходными башнями, увенчанными позолоченными луковицами с крестами. Лестница имела 511 дубовых ступеней, вела на верхнюю площадку меловой скалы и имела ответвления к двум ярусам пещерных сооружений. Башни внутри были расписаны живописью: "иконами и ликами святых угодников в рост человека", — так писала одна из посетительниц Святогорской обители [119]. К сожалению, в настоящее время только две полуразрушенные кирпичные башни на склоне горы свидетельствуют о некогда устроенной здесь галерее. На сегодня разработан проект реставрации Кирилло-Мефодиевской лестницы (институт "Укрпроектреставрация". Автор — архитектор А. П. Давиденко).
Ремонтно-реставрациоиные работы по Нижнему павильону паломников были проведены в первой половине 80-х гг. (Авторы — архитекторы А. П. Давиденко, В. Е. Новгородов). Были восстановлены деревянная беседка на втором ярусе памятника, почти полностью утраченная крыша, перекрытие, реставрирован декор фасадов. В интерьере проведены штукатурные работы, вымощены полы, устроена лестница на второй ярус. В связи с тем, что Кирилло-Мефодиевская лестница утрачена и подъем в беседку лишен смысла, в центральной части павильона в 1989 г. была устроена "Выставка изделий ремесла и быта Святогорского монастыря XVII-XVIII вв.", о которой упоминалось выше.
Владимир Дедов. "Святые Горы: От забвения к возрождению"