Все материалы перенесены на новый сайт Клуб водного туризма "Пилигрим"
Ледниковый период.

Клуб "ПИЛИГРИМ"

Евгений Хомутов - АдмиралАндрей Редько - Кок, завхоз, завспирт, начфин,.. Александр МагазинскийСергей Асташкин - Видео, завтранспорт,webmasterСергей Игнатенко

  Фотоальбомы:    Зимний поход>>>>>       лучшая дюжина >>>>>      Пейзажи>>>>>

    На дворе зима… Самое время сидеть дома и следить за здоровьем. Только, скучно это… Лучше поехать на речку и заняться любимым делом, например, открыть сплавной сезон. Январь - самое подходящее время.
    Наша донецкая команда ,традиционно, зимой ходит по Кальмиусу. Так продолжается уже несколько лет и вот наступил момент, когда захотелось чего-то новенького. Решили пойти на Буг по маршруту: Первомайск - Южноукраинск. Мы много раз сплавлялись там летом, было интересно посмотреть на знакомые места в другой обстановке и в других декорациях. Кроме того, вероломный энергоатом уже почти обвил свои корявые щупальца вокруг Гарда, поэтому захотелось напоследок увидеть это уникальное место, снять на видеокамеру, сфотографировать, еще раз пройти интереснейший порог Южного Буга. Пусть они совершат акт вандализма и затопят всю эту красоту, но она будет продолжать жить в нашей памяти и еще много раз в мыслях мы будем возвращаться туда. Останутся негативы и пленки - вещественные доказательства страшного преступления над природой.
День первый.
    Выехали из Донецка поездом Донецк-Львов 26 января в 12:40. Команда - 5 человек. Экипаж катамарана четверки и байдарки Ласточка. Прогноз погоды на центральную Украину нас устраивал. В вагоне вели себя хорошо, пили пиво, никого не трогали, но не смотря на это наши вполне интеллигентные лица вызвали подозрение у наряда милиции (из 6 сотрудников) - просили показать документы, колюще-режущие и т.п. Ближе к Бугу проехали какую-то мелкую речку, она вся была скована льдом, этот факт сильно нас озадачил, возникал вопрос - а куда мы едем? Перспектива найти вместо суровой сплавной речки каток не радовала. Температура за окном явно минусовая, местами срывается снежок.
    Наконец-то Первомайск. Время - 1 час ночи, под ногами слякоть, сильный ветер. Идем на стапель. Настроение боевое.
    Вот он городской пляж, такой гостеприимный летом, теперь мрачный и безжизненный. По реке плывет много льда, но сплошной корки нет. Решили поспать до утра, чтобы потом со свежими силами приступить к сборке судов. Начали ставить палатки, ветер с остервенением набросился на легкую ткань, колышки тяжело входили в мерзлую землю. Как могли надежно все закрепили и легли спать. Ночь прошла неспокойно, от ледяной земли тянуло холодом, бешеные порывы ветра то и дело будили, моросил дождь.
   
День второй.
    Утром понадобилось нечеловеческое усилие воли, чтобы заставить себя вылезти из теплого спальника на сырой, промозглый берег. Закрадывались мысли, а не прекратить ли все это безобразие пока не поздно, не свернуть ли вещички и не поехать ли домой? Посовещавшись, решили все таки идти. Перекусили в металлической пляжной раздевалке, очень удобная оказалась конструкция для защиты от ветра, выпили за погоду и начали стапель. Работа продвигалась медленно, постоянно замерзали руки, резина на холоде стала жесткой и неподатливой.
    Стали на воду около 12 часов, ветер в морду лица, впрочем, как всегда. По реке плывут круглые пятаки смерзшегося льда, у берегов тоже лед. Ветер создает приличную волну, грести тяжело, но судно все равно медленно, но уверенно идет вперед. Прошло немного времени, и мы услышали шум впереди - это Падун. Река разделяется на два рукава: в левом - плотина, в правом - наклонная плита с перепадом около 1 метра и короткая шивера. Сразу заметили, что воды заметно больше чем летом, в конце наклонной плиты приличная бочка с валами. На катамаране прошли почти по центру - весело, брызги… Байдарка плюхнулась в паре метров от левого берега и почти сразу ее развернуло перпендикулярно потоку и стало засасывать в бочку, но каким-то чудом ей удалось избежать оверкиля и вырваться из цепких объятий.
    Снова плес, теперь до Мигеи. Ветер резко изменил направление и задул в спину, стало веселее, скорость возросла. Первый Мигейский порог шли без осмотра, сходу. Катамаран все время впереди для страховки байдарки. Последнюю ступень все же осмотрели, катамаран пошел по центру русла - воды много, камней мало. Байдарка прокралась по краю, обходя все бочки и бурные места. День близился к концу и мы спешили стать на любимую стоянку на острове посреди второго Мигейского порога. Шивера с валами, где обычно тренируется все лето школа каякеров, выглядела непривычно пусто. Это место у нас всегда использовалось для покатушек, но на этот раз все подустали, замерзли и никому не хотелось окунаться с головой, поэтому Ласточку обнесли. Катамаран вначале шиверы налетел на камень, сказалась усталость, хотя все обошлось благополучно, нас сняло потоком, но неприятный осадок в душе остался. Наконец последний порожек справа от острова и вот она - долгожданная стоянка. Сразу принялись за постановку лагеря, развели костер под прикрытием брезентового экрана, поставили палатки и переоделись в сухое. Какое все-таки это удовольствие - снять с себя мокрый неопрен, одеть сухую одежду и расположиться у костра. Посиделки затянулись часов до двух ночи, поорали песни под гитару, пообщались, построили планы на завтра. На следующий день наметили основной переход до Южноукраинска. Немного беспокоил короткий световой день, поэтому решили встать в 6 утра и рвать когти, но жизнь внесла свои коррективы…
   
День третий.
    Утром встать всем было тяжело, чувствовалась в теле какая-то вялость после вчерашнего. Пока расходились, пока раскачались, в общем, на воду встали около 11:00, набрали воды в источнике на правом берегу, который нашли с трудом, и то, только благодаря исключительно острому слуху нашего адмирала. Ветер нас просто баловал своим отсутствием. Тишь и благодать. Третий Мигейский прошли без проблем, легко, даже как-то рутинно. Скорость набрали высокую, правда байдарка начала отставать. Для пользы дела взяли байдарочника пассажиром-чайником на катамаран, а Ласточку привязали сзади. Тучи рассеялись, выглянуло солнце, все-таки с погодой нам повезло.
    Началось обледенение. С катамарана свисали сосульки, все веревки, полотенца, рюкзаки снизу выглядели как заламинированные. Мы уже с таким сталкивались на Кальмиусе, поэтому нисколько не пугались. Пугало другое - на реке резко увеличилось количество льда. Плавали целые ледяные острова, пристать к берегу мешал слой льда толщиной около сантиметра и до 7-10 метров длинной. Приходилось разгоняться на Катамаране и пытаться изображать из себя ледокол, носовые веслами дробили лед и расчищали дорогу. Кто-то вспомнил сказку про Серую шейку.
    В районе села Семеновка ледовая обстановка стала наиболее угрожающей, ледяные острова укрупнились и их стало заметно больше. Вдалеке, казалось, сплошной лед, но не все так страшно вблизи. Лед скапливается перед разрушенными мельничными плотинами, после них он мельчает, верхние слои воды перемешиваются с нижними, более теплыми слоями. В самом селе, редкие местные жители провожали нас недоуменными взглядами.
    Прошли Львовскую мельницу. Теперь уже недалеко. Впереди на горизонте показалась Константиновка. Световой день подходил к концу, по хорошему нужно становиться на ночь, летом бы мы, несомненно так и сделали, но сейчас, нас стали терзать смутные сомнения, как бы за ночь река не замерзла совсем. Тогда прощай Гард, да и с уездом могут быть проблемы. Решили рискнуть и плыть дальше до Константиновского порога, опыт в ночном сплаве есть, Кальмиус так и ходим, порогов впереди точно нет. Через полчаса стало совсем темно, впереди показались огни Южноукраинска и тут нас накрыла галюцинация, нам стало казаться, что река непривычно широкая, просто Енисей, берегов нет. Вдруг, впереди возникло что-то большое и темное, оказалось это просто каменный утес. Где-то здесь должен быть паром и река перетянута тросом. Да вот же он. Трос прошел над головами, на достаточно безопасном расстоянии. Послышался плеск весел - это местные переправляются на лодке, значит не только у нас вавка в голове. Сразу за паромом река разделяется на три рукава: в левом и центральном - пороги, в правом плотина ГЭС. Показалась оконечность левого острова и мы решили не испытывать больше судьбу и как бы чего не вышло становиться на стоянку. Место оказалось удобное, на острове есть и место под палатки с мягкой сухой травой и дрова для костра, правда, довольно далеко, и камни для хозяйственных нужд. Развели костер, приготовили ужин и завтрак, чтобы утром не терять на это время и занялись оттаиванием снаряжения. Упаковали байдарку.
День четвертый.
    Утро было морозным и тихим, люди по берегам ожидали парома, а мы готовились к последнему штурму нашей зимней одиссеи. На этот раз удалось выйти в 10:00. Один человек бежал по берегу и занимался видеосъемкой, остальные позировали как могли на катамаране. Начало Константиновского порога впечатляло, мы никогда такого не видели - полностью обледенелые очень скользкие камни, практически ледяной порог. По нашему уровню воды все идется на ура, много чистых сливов и достаточно места для маневров, летом все конечно не так однозначно.
    Наконец подошли к началу Гарда. До острова добрались без приключений, с чайником на борту. Выгрузили вещи и сразу побежали смотреть порог. Да-а-а… Такой воды мы еще не видели - валы на заходе впечатляют, затем пруха на месте зуба, от которого не осталось и следа, и апофеоз всего порога здоровенная рокочущая и грохочущая бочара. Минуту стояли потрясенные, потом обсудили и решили идти по правому краю русла, как по наиболее безопасному пути. Поставили человека на страховку и съемку, сделали носовой траверс ближе к правому берегу, развернулись и пошли. Первая же бочка, с берега казавшаяся пустячной, тормознула очень сильно, хотя и не остановила, от удара я упал вперед, если бы не крепления, улетел бы. Мы рванули вперед, ожидая от последней бочки самого худшего, но все обошлось. Пролетели как на трамвае, только кормой слегка чиркнули здоровенный булыган. Обнесли катамаран. Эта процедура оказалась едва ли не опаснее сплава, рельеф местности очень сложный, а катамаран существенно потяжелел от намерзшего льда. Сменили страхующего. План на прохождение остался практически без изменений, только в последней бочке решили идти немного левее. Однако, получилось не так как хотелось, замешкались на траверсе и катамаран стало медленно но неуклонно сносить в левый слив. Паниковать времени не было, катамаран довернули, чтобы не идти лагом и со всей пролетарской ненавистью влетели в первый вал. Пена, брызги… Вдруг, впереди, разверзлась огромная водяная яма, катамаран показался маленьким и ненадежным. Опять окатило водяной пылью и захлестнуло по пояс холодной водой. А впереди уже показалась бочка, набираем скорость, уходим вправо, дальше дело техники. Еще одно успешное прохождение нас вдохновило, и мы захотели пощупать бочку поближе к острову, там, где она пожестче. Третье прохождение начали стандартно, как во второй раз, только потом не стали уходить вправо, и тут оказалось, что нас конкретно несет в самую неприятную часть бочки у острова. Пытаясь уйти немного вправо, в итоге, мы влетели в бочку под углом около 45 градусов. Нас остановило, немного развернуло, правый борт стало притапливать и смыло заднего правого гребца, но он оказался проворным, не выпуская весла, мертвой хваткой схватился за ремень крепления. Вот так, поигравшись, бочка почти сразу нас отпустила.
    Осмотрели водопадный слив в левом рукаве, он представляет собой типичный пенный котел. Воды достаточно для сплава, по берегам лед, очень красивое место. Мы не пошли этот порог из-за недостатка времени.
    Погрузили вещи на катамаран и в путь. Через 1,5 - 2 км от острова на Гарде нашли удобную для анинстала площадку на левом берегу. Разобрали катамаран, упаковали рюкзачки, вызвонили по мобиле 2 такси из Южноукраинска и поехали на вокзал. Прощай Гард. Затопление Гарда неотвратимо как крах капитализма. Это видно по размаху работ, по огромной плотине, которую уже возвели. Скоро на Украине порогов не останется, Карпаты когда-нибудь смоет паводком, а в других местах плотины сделают свое черное дело.
    Суббота 29 января. Поезд Одесса-Луганск. Наше появление явно не понравилось пассажирам. Грязные, с опухшими лицами, прокопченные, с кучей обледенелых вещей, мы создали людям кучу неудобств. Выпили за окончание похода. Всем понравилось, здорово сходили.
   
Андрей Редько. Январь 2005г.



P.S.
Холодные воспоминания ...
    После каждого перехода все участники похода параллельно с общехозяйственными делами, как постановка палаток, разведение костра, сбор дров, приготовление ужина (завтрака), постоянно были заняты еще одним интересным делом - отмораживанием и высушиванием вещей, рюкзаков, обуви и даже (в последний день) байдарок и катамаранов. Особенно интересно утром, когда непросушенная, мокрая обувь готовилась к одеванию и звонко звенела пронизывающей её коркой льда. Как шнурки (по предложению Андрюхи), было бы лучше не завязывать, а закручивать плоскогубцами, т.к. они торчали как толстенная алюминиевая проволока. Рюкзаки, которые лежали на катамаране, сохраняли свою форму с того момента как их разгрузили вечером и до момента новой погрузки. Капуста, извлеченная из продуктового рюкзака, звонко звенела остекленевшим бочком. Чудесный супчик в кастрюльке (готовил Кок в ночь, чтобы утром только разогреть) примерз даже к крышке.
    Умолчали и о тоненькой корочке льда временами покрывающей борт катамарана и ноги гребцов (валов хватало для того, чтобы смачивать людей выше пейджера). Катамаран легко отряхивается от льда, если не считать разборки-упаковки, а вот ноги очень хочетелось отогреть. Один из способов - танцы северных народов на берегу. В поезде в тепле лёд попавший внутрь труб и шкур катамарана стал таять и вода начала усиленно течь. С третьей полки вагона его пришлось перенести в нерабочий тамбур.
    Переодевание в мокрый костюм или назад в сухую на открытом морозном воздухе. Каждый из нас не раз ругал себя за неприготовленные вещи (не вывернутый гидрик, носки или футболка не извлеченная из гермоупаковки вовремя, ...). Полуголым выворачивать гидрик на холодном ветру - ещё одно весёлое испытание в этом походе.
    Веселое воспоминание: первый день как-то все больше думалось о водке способной согреть нас. ПОСТУЛАТ - "Зимний поход без водки невозможен". Во второй день появлялось солнышко - Андрик увидев один из берегов вспомнил: "А вот тут мы стояли когда шли с девченками.". Экипаж достаточно живо отреагировал на девочек, так что Адмирал подвел итог: "Холодно - думаем о водке, тепло - сразу на девочек потянуло".
    Адмирал долго ждал когда родится фраза похода и она родилась: "Как водичка Федор Иванович?" - вопрос готовился для попавшего в воду туриста. Я соответственно и стал тем Федором Ивановичем, будучи смытым за борт бочкой Гарда. (Хотя кроме меня Женька сам умудрился на мигеях упасть в воду при выгрузке с катамарана, я думаю нам было холодно одинаково.)
    По информации из Южноукраинска - запуск ГАЭС в эксплуатацию планируется через 285 дней т.е. приблизительно 10 ноября 2005г. Это означает, что воду в котлован они могут заполнять уже в весенние паводки.
  Сергей Асташкин. Январь 2005г.




Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС
 
Hosted by uCoz